
В Беларуси около 30% смертей детей в возрасте 0-17 лет – результат внешних причин. То есть это смерти, которых можно было избежать. На сегодняшний день детский травматизм представляет собой серьезную социальную проблему современного общества, поскольку здоровье детей является одним из важнейших ресурсов развития нашей страны. Отравления, дорожно-транспортные происшествия, проглатывание инородных предметов, выпадение из окон, пожары – это далеко не полный перечень ситуаций, которые могут привести к трагедии.
Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности. К сожалению, родители не могут все время находиться рядом с детьми, но их главная задача – создать для ребенка безопасную среду, в которой он не будет подвергаться неоправданному риску.
В структуре всего детского травматизма бытовые травмы – самое распространенное явление. На их долю приходится около 70% всех несчастных случаев. Меньше всего травм зарегистрировано у детей первого года жизни, с 2 до 6 лет травматизм увеличивается более чем в 3 раза. Максимальный уровень травматизма отмечается у подростков. Травматизм детей, особенно в раннем возрасте, во многом зависит от отсутствия должной бдительности родителей, недостаточного знания ими психофизиологических особенностей и физических возможностей своих детей. Для того, чтобы предупредить травматизм, родители должны создать для ребенка травмобезопасную среду пребывания.
Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни.
Не забывайте, что пример взрослого для ребенка заразителен!
Смерть от внешних управляемых причин – это смерть, которой можно было избежать.
Основная группа риска – юноши-подростки от 15 до 18 лет, на долю которых приходится абсолютное большинство травм, полученных вследствие внешних причин.
Ведущей причиной смертности в возрастной группе 5-18 лет является дорожно-транспортный травматизм.
Вторая по значимости причина детской смертности (особенно это касается детей в возрасте от 1 года до 4 лет) – это утопление.
На третьем месте – асфиксия (механическое удушение) – проблема, которая чаще затрагивает детей младшего возраста.
В список основных причин смертей также входят отравления, в том числе и от алкоголя, падения, ожоги и убийства.
Профилактика детского и подросткового травматизма напрямую зависит от мер, которые принимают общество и государство.
Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные травмогенные ситуации:
В младенческие годы, когда ребенок начинает познавать окружающий мир, основными причинами травм являются ожоги кипятком и падения с высоты. Малыши падают с пеленальных столов, кроватей, из колясок и даже из маминых рук. Любят закрывать самостоятельно двери, забывая вовремя убрать пальцы, с удовольствием перебирают содержимое различных коробок и шкатулок, в которых могут оказаться иголки, лезвия, лекарства, различные реактивы, и другие опасные для них предметы. Некоторые матери нередко выставляют коляски со спящими детьми на незащищенные лоджии или балконы, заменяя тем самым прогулки на свежем воздухе. В это время на ребенка может упасть горящий окурок, брошенный сверху, и привести к трагическим последствиям. Также опасно оставлять малыша на диване или на неогражденной кровати, ставить рядом с его постелью электронагревательные приборы.
С 2-х лет дети становятся особенно активными и любопытными. Исследуют плиту, утюг, обогреватель и получают ожоги. Тянут в рот шнуры от электроприборов, втыкают в отверстия штепсельной розетки булавки, шпильки, спицы, в результате чего случаются электротравмы. Происходят и химические ожоги продуктами бытовой химии, различными кислотами, например уксусной эссенцией. Только одного глотка этой жидкости достаточно, чтобы получить тяжелые ожоги глотки, гортани и пищевода. Дети получают ожоги при опрокидывании на себя посуды с горячим содержимым, когда на какое-то мгновение остаются без родительского внимания.
4-6-летние дети начинают делать первые самостоятельные выводы. Обследуют предметы (спички, зажигалки), в своих разнообразных играх, особенно со спичками и зажигалками, часто повторяют поступки и действия взрослых.
7-13 летние дети очень любят разводить костры, в которые бросают использованные баллончики аэрозолей, дезодорантов, и получают тяжелые ожоги пламенем, которые могут привести к инвалидности или даже смерти. Травмы могут причинить различные колющие и режущие предметы – остро отточенные карандаши, ручки, циркули, кнопки, угольники, ножницы и другие при неосторожном их применении и баловстве.
14-15 летние подростки чаще получают травмы из-за нарушения техники безопасности при катании на электросамокатах, велосипедах, скейтбордах, роликах, а также ожоги из-за неосторожного обращения с ЛВЖ. Немало травм происходит из-за постоянного использования различных гаджетов. С телефоном подростки не расстаются ни дома, ни на улице. Даже умудряются пользоваться, идя по пешеходному переходу. Музыка, звучащая из наушников, не всегда позволяет услышать сигнал автомобиля. Различные травмы случаются у «любителей селфи» и подростков, зависимых от социальных сетей.
Основные ситуации травмирования детей:
- Травмы грудничков:
– из-за падения с высоты (например, со стола или с медицинских весов по невнимательности взрослых);
– взрослому человеку не удалось поймать подброшенного вверх малыша;
– при подбрасывании малыша вверх, взрослый не рассчитал свою силу или высоту потолка, в результате ребенок ударяется головой о потолок или люстру;
– ребенок в автомашине (при торможении);
– ребенок в коляске (падение на лестнице, травма при входе в лифт, у стены здания падающим предметом, при переходе улицы, скрытые дождевой водой ямы на дорогах, падающий с балкона окурок, питание в коляске без присмотра (может подавиться пищей).
- Ожоги любой этиологии: открытое пламя, кипяток, водяной пар, горячая вода из-под крана, раскаленные предметы, сведение в точку солнечных лучей, при использовании ЛВЖ, из-за возгорания от открытого пламени свечи, горячая пища на столе, эксперименты с открытым огнем (чаще страдают школьники – бензин в костер, курение возле канистры с бензином), петарды и салюты, зажигалки др.
- Ушибы, переломы, сотрясения головного мозга: падение с высоты (из окна, прыжки с большой высоты), безудержная беготня на переменах и в подъездах (удар о батарею), остекленные двери, сломанная или поврежденная ступенька (приводит к скольжению, в результате возможен даже перелом позвоночника) и др.
- Укусы животных: в последнее время очень популярными стали контактные зоопарки. В основном в контактных зоопарках содержат животных и птиц, которые потенциально могут нанести наименьший вред жизни и здоровью человека. Животные, которые выросли в неволе и специально для этого предназначены, ласковы и игривы. Но не следует забывать, что это неосторожное действие со стороны ребенка может спровоцировать укус.
Фиксируются и случаи укусов собак. Животное может совершенно внезапно напасть не только на случайного прохожего, но и на своего хозяина. Специалисты отмечают, что чаще на людей нападают собаки не безнадзорные, а домашние. Частыми жертвами такого агрессивного поведения животного становятся дети.
- Попадание инородных тел в дыхательные пути: пищевые продукты (орехи, кости, семечки), бытовые предметы (пуговицы, монеты, ключи, украшения, карандаши, детали игрушек) и др.
- Травматизм на воде: ребенок возле воды без сопровождения взрослых даже умеющий плавать может утонуть из-за растерянности. По неопытности ребенок может быть унесен течением на льдине, брошен на камень прибоем, затянут омутом, водоворотом, попасть под корпус или винт идущего судна, провалиться в полынью, испытать переохлаждение тела, мышечные спазмы, солнечный удар.
- Отравленияядами (например, марганцовкой – смертельно; уксусной эссенцией, соляной кислотой, тормозной жидкостью и другими жидкими ядовитыми веществами), которые по какой-то причине (халатность взрослых) были легкодоступны. Обычно страдают дошкольники. Почти все отравления дети получают дома. Здесь же нужно напомнить и про комнатные растения, многие из которых могут быть ядовитыми. Контакт с ними для ребенка может быть весьма опасным.
На что следует обратить внимание для обеспечения безопасности ребенка?
— расскажите ребенку об опасности игр в неприспособленных для этого местах;
— объясните своим детям, что нельзя заходить на территорию карьеров, строящихся объектов, а тем более играть там, прыгать с откосов;
— старайтесь выбирать детские площадки в тихом и спокойном месте, оборудованные безопасным резиновым покрытием;
— всегда находитесь рядом с ребенком и подстраховывайте его даже если он усиленно сопротивляется;
— внимательно изучайте места для прогулки с ребенком;
— не оставляйте детей без присмотра;
— расскажите ребенку, что нельзя становиться на люк;
— если, проходя по улице, вы обнаружили незакрытый люк, постарайтесь закрыть его;
— если не можете самостоятельно закрыть люк, оградите место ветками или какими-либо другими предметами. Позвоните в ЖЭС, чтобы выехала ремонтная бригада и выполнила работу по обеспечению безопасности на улице, которую нарушает незакрытый люк;
— установите блокираторы открывания окон либо специальные фиксаторы, которые не позволяют ребенку открыть окно более чем на несколько дюймов;
— используйте ограничители открывания окон с тросом, которые позволят открыть окно только на длину троса;
— защитите окна, вставив оконные решетки;
— оборудуйте окна специальными накладными ручками на замке с комплектом ключей;
— отодвиньте от окон все виды мебели и не оставляйте в комнате детские стульчики и табуретки;
— не устанавливайте москитную сетку – ребенок воспринимает ее как преграду и опирается;
— не оставляйте окна открытыми настежь, если в квартире ребенок;
— не позволяйте ребенку играть на подоконнике;
— не оставляйте детей без присмотра вблизи водоемов, даже если ребенок отлично плавает;
— запретите ребенку нырять с ограждений или берега;
— расскажите об опасности игр на воде;
— помните, что особую опасность для малолетних детей представляют любые емкости с водой (ванны, бочки, бассейны, ведра и др.);
— не разрешайте детям самостоятельно разжигать отопительные печи и мангалы;
— прячьте от детей такие легковоспламеняющиеся жидкости, как бензин, керосин, а также спички, зажигалки;
— обязательно расскажите им об опасности ЛВЖ;
— не используйте сами легковоспламеняющиеся и горючие жидкости при разведении костров, приготовлении пищи на огне;
— не бросайте емкости с ЛВЖ (ГЖ) или неизвестным вам содержимым в огонь;
— не разрешайте детям находиться рядом во время приготовления пищи, мытья посуды, утюжки белья;
— не допускайте детей близко к горячей плите, отопительной печи, утюгу, чайнику и др:
— научите ребенка действиям при пожаре, покажите ему возможные выходы для эвакуации;
— научите ребенка не паниковать и не прятаться в случае пожара;
— не доверяйте детям следить за электроприборами, печами и газовой плитой;
— прячьте от ребенка спички, зажигалки и др.;
— следите за тем, как дети проводят свободное время, чем интересуются, отвлекайте их от бесполезного времяпрепровождения;
— помните: защитные устройства на штепсельные розетки снижают риск электротравмы в домах с маленькими детьми;
— регулярно проверяйте бытовую технику на предмет повреждений;
— объясните детям, что нельзя пользоваться электроприборами без разрешения взрослых;
— храните лекарства, химические вещества и опасные предметы в местах, недоступных для детей;
— не принимайте лекарства на глазах у маленьких детей: помните, что дети все повторяют за взрослыми;
— говорите ребенку о том, что пользоваться средствами бытовой химии, косметикой, лекарствами нужно только по их прямому назначению и под наблюдением взрослого;
— не оставляйте детей без присмотра!
Еще несколько рекомендаций для родителей:
— разговаривайте со своими детьми, стройте диалог, интересуйтесь их делами и жизнью;
— будьте в курсе увлечений, интересов своих детей;
— вы должны знать с кем дружит ваш ребенок, с кем общается, где проводит свободное время;
— приводите примеры, рассказывайте об опасностях, объясняйте и напоминайте о безопасности;
— не важно, сколько лет вашему ребенку, важно, что вы сделали для того, чтобы научить ребенка безопасному поведению;
— если у вас ребенок дошкольного возраста, смотрите с ним мультфильмы по безопасности, читайте книги;
— проговаривайте правила безопасности, когда ведете ребенка в сад, приводите примеры, сравнивайте ситуации в жизни со сказочными героями, делайте вместе выводы и закрепляйте полученные знания;
— предоставляя ребенку школьного возраста самостоятельность, разумно контролируйте его;
— детям старшего школьного возраста также нужно напоминать о безопасности, ведь юношеский максимализм и чрезмерная уверенность приводят к трагедиям;
— всегда напоминайте детям правила безопасности перед началом каникул, особенно летних, так как количество травм именно в этот период возрастает.
Успешное решение проблемы по снижению травматизма и смертности от внешних причин возможно только при условии совместных действий государственных структур на межведомственном уровне, поддержке проводимых мероприятий (по формированию здорового и безопасного образа жизни) общественными организациями и, очень важно, широкими массами населения.
Детский травматизм – серьезная проблема и только общими усилиями можно оградить детей от беды.