Последовательность действий в административном процессе прописана в Процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях (ПИКоАП). Именно в этом документе перечислены права и обязанности несовершеннолетнего, основания для применения в отношении его мер принуждения, порядок назначения и исполнения административного взыскания.
Права и обязанности
Права и обязанности лица, в отношении которого ведется административный процесс, перечислены в статье 4.1 ПИКоАП.
Права несовершеннолетнего осуществляют, наряду с ним или вместо него, его законные представители. Законными представителями ребенка могут быть его родители, усыновители, опекуны, попечители, представители организаций, на которых законодательством возложено выполнение обязанностей опекунов и попечителей.
Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязано разъяснить участникам административного процесса их права и обеспечить возможность осуществления этих прав. Наряду с этим должностное лицо должно разъяснить обязанности и последствия их невыполнения. О разъяснении указанных прав делается отметка в протоколе процессуального действия либо в протоколе об административном правонарушении.
Право на защиту
Защитник оказывает юридическую помощь, защищает права и законные интересы лица, в отношении которого ведется административный процесс.
В административном процессе не предусмотрено обязательное участие защитника. Вместе с тем если процесс ведется в отношении несовершеннолетнего, то участие защитника рекомендуется.
Защитником может быть как адвокат, так и один из близких родственников либо законных представителей несовершеннолетнего. В последнем случае подросток или его законный представитель заявляют ходатайство.
Несовершеннолетним и их родителям (опекунам, попечителям) юридическая помощь может быть оказана за счет средств коллегий адвокатов.
Несовершеннолетний имеет право беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально.
Нарушение права несовершеннолетнего на защиту является основанием для отмены вынесенного в отношении его постановления о наложении административного взыскания.
МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ
Задержание
Подросток, в отношении которого ведется административный процесс, может быть задержан, то есть на определенный срок ограничен в свободе для разбирательства.
Задержание ребенка не может длиться более 3 часов. Исключение допускается только в случае задержания несовершеннолетнего, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, за совершение правонарушения, за которое предусмотрена депортация.
Важно знать, что с момента задержания начинается административный процесс. С этого времени несовершеннолетний и его законные представители в полном объеме обладают правами и обязанностями участников процесса.
Права задержанного
Закон гарантирует задержанному право на защиту. Защитник допускается к участию в административном процессе с момента задержания.
При задержании ребенка орган, ведущий административный процесс, обязан уведомить родителей или лиц, их заменяющих.
Административное задержание может быть обжаловано прокурору или в суд.
Кто задерживает
Задержать может только лицо, уполномоченное на это законом. Это могут быть должностные лица:
органов внутренних дел;
органов пограничной службы;
таможенных органов;
органов государственной безопасности;
Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.
Если правонарушение связано с проникновением на охраняемые объекты, то правом задержания обладает старшее должностное лицо военизированной охраны.
Как оформляется
О задержании составляется протокол. Этот документ является важным источником информации в случае обжалования правомерности задержания. Поэтому необходимо удостовериться, что протокол содержит требуемые законом сведения:
дату и место его составления;
должность и ФИО должностного лица, составившего протокол;
сведения о личности задержанного;
основания, место и время фактического задержания.
В протоколе должно быть указано, что подростку разъяснили его право пригласить защитника.
Протокол задержания подписывается официальным лицом, которое его составило, и задержанным. В случае отказа несовершеннолетнего от подписания протокола в нем делается соответствующая запись с указанием мотивов отказа.
Вручение задержанному копии протокола не является обязательным, она вручается только по его просьбе. Однако для обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего рекомендуется иметь копию указанного документа.
Личный обыск
Закон допускает личный обыск задержанного. Он проводится для обнаружения на теле или в одежде орудий и средств правонарушения, предметов, документов и ценностей, имеющих значение для административного процесса.
Личный обыск проводится лицом одного пола с задержанным с обязательным участием двух понятых того же пола. Понятые – это незаинтересованные в деле лица, присутствие которых обеспечивает независимость и объективность данного действия.
Проведение личного обыска без понятых допускается только в исключительных случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что при несовершеннолетнем есть оружие или опасные для окружающих предметы.
О личном обыске составляется отдельный протокол либо делается запись в протоколе об административном правонарушении или задержании.
Привод
Закон допускает возможность привода. Так называется принудительное доставление в орган, ведущий административный процесс, или в суд человека, который не является по вызову самостоятельно без уважительной причины. Привод осуществляют уполномоченные лица органов внутренних дел.
Привод допускается только в дневное время. Он запрещен в отношении детей до 16 лет, а также несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, если их состояние здоровья препятствует приводу. По возможности болезненное состояние ребенка должно быть удостоверено врачом.
Опрос
Это важное процессуальное действие, которое проводится для выяснения всех обстоятельств произошедшего. По сути это беседа, во время которой подростку задают вопросы о том, что произошло.
Как лицо, в отношении которого ведется административный процесс, несовершеннолетний может отказаться отвечать на вопросы. Однако если причастность подростка к совершению правонарушения очевидна, то отказ от диалога может повлиять на меру взыскания. И наоборот, если подросток активно идет на контакт, чистосердечно раскаивается в произошедшем, то это может смягчить ответственность. Кроме чистосердечного раскаяния обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;
добровольное прекращение противоправного поведения;
добровольное сообщение о совершенном правонарушении;
оказание содействия в установлении обстоятельств по делу об административном правонарушении и ряд других.
Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими и иные обстоятельства, не указанные в законе.
При опросе несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет (а по усмотрению должностного лица органа, ведущего административный процесс, – до 16 лет) обязательно присутствие педагогического работника. В случае необходимости при опросе могут присутствовать психолог, родители или иные законные представители несовершеннолетнего.
Объяснения подростка заносятся в протокол опроса. По окончании опроса этот протокол дают прочитать несовершеннолетнему и присутствующим лицам (педагогическому работнику, психологу, родителям, иным законным представителям несовершеннолетнего). Опрашиваемый несовершеннолетний вправе дополнить свои объяснения и внести поправки. Эти дополнения и поправки обязательно заносятся в протокол опроса. После этого опрашиваемый и присутствующие лица подписывают каждую страницу протокола опроса.
http://mir.pravo.by/#