June

Monday

2

2025

Сеть публичных библиотек Вилейского района
Наш адрес: г. Вилейка, ул. Водопьянова, 21. Тел. (8-01771) 5-56-56
E-mail: biblio@vileyka.gov.by

Киберпреступления. Вишинг

     Вишинг – один из методов мошенничества с использованием социальной инженерии. Злоумышленник, используя телефонную связь и играя определённую роль (сотрудника банка, покупателя и т.д.), под разными предлогами пытается выманить у держателя банковской платежной карты (далее – БПК) конфиденциальную информацию, или побуждает к совершению определенных действий со своим банковским счетом или платежной картой.

ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ... ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ... СМОТРЕТЬ ВИДЕО СМОТРЕТЬ ВИДЕО

Как распознать вишинг?

В последнее время наибольшее количество звонков поступает потенциальным жертвам якобы от представителей банков. Как правило, по мобильному телефону преступник под видом уточнения информации о переводе крупной суммы денег выведывает у жертвы реквизиты доступа к банковскому счету и выводит оттуда все деньги. При этом расчет делается на быстроту, шоковое состояние озадаченной жертвы, коммуникативную убедительность преступника.

Зачастую такие преступления осуществляются с подменой входящего телефонного номера. При входящем звонке жертва видит на экране мобильного телефона либо подменный номер, либо даже короткий номер банка: современные протоколы мобильной телефонии и различный софт позволяют осуществлять телефонные звонки анонимно. Свои услуги в этом предлагают различные платные сервисы и сайты. Самым популярным сервисом для подмены телефонного номера является «Changing number», который взымает плату за предоставление своих услуг, а также за каждую минуту звонка, в соответствии с выбранным тарифным планом.

Вторым по актуальности киберпреступлением, совершаемым с использованием методики вишинга, является обман клиентов торговых онлайн-площадок. Продавцу, разместившему на такой торговой площадке объявление о продаже товара, поступает звонок от незнакомца (либо сообщение в соцсетях или мессенджерах), который якобы заинтересовался вещью и готов перевести предоплату на счет продавца. Обманутый продавец сообщает конфиденциальную информацию мошеннику, и тому остается только получить доступ к счету и снять деньги.

Иные мошенничества можно разделить на несколько основных типов, которые в недавнем прошлом успешно применялись в отношении белорусов:

  • Просьбы пополнить счет определенного номера мобильного телефона или БПК в виде: «Мама, пополни счет на 1000 рублей. Мне не перезванивай – позже перезвоню. Нужно срочно!».
  • Поступает звонок с номера друга или родственника, собеседник утверждает, что он сотрудник правоохранительных органов, просит вознаграждение, обещая предотвратить возбуждение уголовного дела в отношении близкого.
  • Мошенник звонит и сразу сбрасывает. Перезвонив на отобразившийся номер, абонент слышит автоответчик или гудки, в это время со счета его мобильного телефона списываются деньги, так как вызов совершается с применением переадресации на платный номер.
  • Поступает SMS-сообщение о некоем выигрыше, после чего абоненту предлагают отправить платное сообщение в ответ или отправить небольшую сумму на банковскую карту для получения «лжевыигрыша».
  • Приходит SMS-сообщение с гипепрссылкой, пройдя по которой пользователь запускает процесс скачивания вируса.
  • Поступает звонок от «представителя сотового оператора», в процессе которого злоумышленники предлагают перерегистрировать SIM-карту. При этом пользователь вводит специальный код или отправляет SMS-сообщение, после чего с баланса его мобильного телефона списываются деньги.
  • Приходит SMS-сообщение или поступает звонок, в процессе которого сообщается, что абонент не оплатил штраф. После этого человеку предлагается произвести оплату штрафа, перечислив деньги на «специальный» расчетный счет или пополнив банковский счет.
  • Приходит SMS-сообщение с информацией о том, что БПК заблокирована. В SMS указывается номер, по которому можно получить справку или помощь. После звонка у абонента запрашивают PIN-код, CVV-код, номер карты и другие данные, необходимые для снятия денег с банковского счета.

Правила безопасности 

В любом случае, чтобы не потерять денежные средства и не раскрывать данные о своей банковской карте, не следует отвечать на явно подозрительные звонки и SMS.

Сотрудникам банков, также, как и других организаций, не требуется знать реквизиты вашей банковской платежной карты для осуществления своей деятельности. Поэтому у вас не может возникнуть обстоятельств, при которых необходимо их сообщать посторонним лицам, кем бы они ни представлялись. В случае получение тревожных сообщений и звонков из банков и иных финансовых или почтовых учреждений, вместо того чтобы идти на поводу неизвестных, следует обязательно самостоятельно перезвонить в учреждение, сотрудником которого представился неизвестный, и уточнить все детали.

Внимательность следует проявлять также потому, что в банковских учреждениях Республики Беларусь действует Инструкция о порядке совершения операций с БПК, согласно которой банки отказывают клиентам в возврате денежных средств по операциям, не санкционированным держателем карты, совершенным с использованием технологии аутентификации держателя карты посредством системы дистанционного банковского обслуживания. Другими словами, в случаях, когда жертва сама сообщает злоумышленникам реквизиты своей БПК, в результате чего совершается хищение денежных средств, банки оставляют за собой право не возмещать жертве похищенное.

Share
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Generic selectors
Только точные совпадения
Искать в заголовке
Искать в содержании

Больше результатов...