Травмы, отравления и другие воздействия внешних факторов в течение последних пятнадцати лет находятся на третьем месте в структуре смертности после болезней сердечно-сосудистой системы и онкологических заболеваний. Ежегодно в Беларуси получают травмы более 750 тысяч жителей, из них около 120 тысяч – дети.
Что такое травма и травматизм?
Травма – это повреждение тканей или органов тела в результате какого-либо внешнего фактора или воздействия (ушибы, ранения, механические, термические, химические, радиационные и др.).
Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения или контингента лиц, находящихся в одинаковой обстановке, условиях труда и быта за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т.п.).
Детский травматизм – выделяется в отдельную категорию. Он вызывает особую тревогу. Дети получают тяжелые травмы, увечья и даже гибнут будучи дома, играя во дворе, на стадионах, в школах, в дорожно-транспотрных происшествиях.
Наиболее травмоопасные места для детей
Наибольшее количество травм дети получают:
- в бытовых условиях –около 60%;
- на улице (в транспорте, и вне его) – около 15%;
- во время занятий спортом –9%;
- в школе –около 8%.
По степени тяжести:
- на легкие повреждения приходится наибольший процент (около 50-55%;
- повреждения средней тяжести составляют около 30-32%;
- тяжелые повреждения –3-4%, причем часть из них со смертельным исходом.
Эти показатели детского травматизма существенно различаются в возрастных группах. Наиболее высокая смертность от несчастных случаев, по данным ЮНЕСКО, у детей в возрасте от 5 до 14 лет – до 50%, а в возрасте до 1 года смертность от травм составляет 4 % и сопоставима со смертностью от несчастных случаев в возрастной группе старше 65 лет.
У мальчиков травмы встречаются чаще (2/3 к общему числу), так как они менее управляемы и более подвижны в быту, школе, на улице и так далее.
Работа по профилактике несчастных случаев с детьми должна предусматривать решение многих вопросов, среди которых наиболее важные:
— направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;
— устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка;
— воспитание навыков безопасного поведения;
— постоянный контроль со стороны взрослых за играми детей;
— техническое обслуживание горок, качелей специалистами ЖЭУ;
— выполнение правил техники безопасности детьми дома, на улице, в школе, в ходе проведения спортивных соревнований.
Систематические, правильно построенные обучающие занятия способствуют расширению знаний детей о профилактике травматизма, выработке у них навыков осмотрительного поведения, умений переносить полученные знания и навыки в реальные жизненные ситуации.
Существует ошибочное мнение, что уберечь ребенка от травм можно лишь сплошными запретами. Это не так.
Детям нужна свобода, простор для творчества, в играх у них формируется характер, воля, физические качества. Движение стимулирует развитие мысли.
Задача взрослых – не бороться с физиологически оправданной активностью, а отвлекать детей от рискованных шалостей, заполнять их досуг разумными играми, а также научить предвидеть травмоопасные ситуации.
Поэтому помните, ребенок должен чувствовать вашу любовь и внимание и всегда быть под пристальным (но не надоедливым) контролем!
Придет время, и ваш ребенок последует не вашим словам, а вашим поступкам, поэтому – безопасному поведению вы сможете научить только собственными правильными действиями.