15 марта 2019 года исполняется 25 лет со дня принятия Конституции Республики Беларусь.
День Конституции Республики Беларусь — государственный праздник, который отмечается ежегодно в стране 15 марта, согласно Указу Президента Республики от 26 марта 1998 года № 157.
Первой Конституцией, действующей на территории нашей страны, и первой на всём европейском континенте была Конституция Речи Посполитой, принятая 3 мая 1791 года. Тогда она действовала менее двух лет. Вскоре и сама Речь Посполитая прекратила своё существование. Тем не менее, память о ней сохранялась на протяжении всего последующего века.
При этом первой, сугубо белорусской и юридически сильной, можно считать Конституцию ССРБ от 3 февраля 1919 года. Именно она послужила основанием для строительства белорусской советской государственности.
Конституция БССР, принятая в 1927 году уникальна, поскольку была издана сразу на четырёх языках, признанных в качестве государственных: белорусский, идиш, польский, русский. Однако советские республики были вынуждены изменить своё законодательство после того, как в 1936 году была принята общесоюзная Конституция. Так появилась Конституция БССР от 19 февраля 1937 года. По тому же принципу принимался и Основной Закон БССР от 14 апреля 1978 года — вслед за новой советской Конституцией 1977 года. По своей сути Конституции 1937 г. и 1978 г. являлись частью законодательного аппарата Советского Союза.
После обретения Республикой Беларусь независимости, появилась необходимость в создании новой Конституции, которая бы соответствовала реалиям своего времени. Процесс её написания затянулся на долгих три года. В результате 15 марта 1994 года была принята первая Конституция независимой Республики Беларусь. Следование конституционным принципам и нормам существенно расширило сферу действия права и закона в стране, открыло простор к развитию гражданского общества, дало толчок к конституционной юстиции и новой судебной системе, укрепило республику.
Значение Основного Закона
Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Структура
Действующая Конституция состоит из преамбулы, основной части, заключительных и переходных положений. Она разделена на 146 статей, сгруппированных в девяти разделах.
Отличительные черты:
- политический плюрализм;
- закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности;
- установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;
- закрепление приоритета общепризнанных принципов международного права;
- верховенство права;
- разделение и взаимодействие властей;
- прямой характер действия норм Конституции.
Конституция — это не только права. Основной Закон объявляет права и свободы человека высшей ценностью и целью общества и государства. Вместе с тем Конституция возлагает на граждан ряд обязанностей, необходимых для сохранения существующего конституционного строя, в том числе закрепленных прав и свобод.
Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан:
- соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции;
- уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц;
- беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности, обеспечивать охрану природной среды.
Все граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. В этом же контексте статья 57 Конституции гласит: «Защита Республики Беларусь — обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь».
Помимо обязанностей, в Конституции оговорены и некоторые ограничения. Так, согласно статье 36, при декларированном праве каждого на свободу объединений ряд категорий граждан все же не может быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. К таковым относятся судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности и военнослужащие.
Необходимо помнить и тот факт, что в условиях чрезвычайного или военного положения осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено (статья 63).
Именно Конституция нашей страны объявляет Президента Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь.
В статье 84 указано, что глава государства формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил, а также государственного секретаря Совета Безопасности, награждает государственными наградами. В случае военной угрозы или нападения Президент вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию.
Незыблемость конституционного строя воплощена в особом порядке принятия, изменения или отмены Основного Закона, который закреплен в самой Конституции (раздел VIII). Там, в частности, указано, что вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Беларуси, обладающих избирательным правом. Также изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. При этом наиболее важные разделы І, ІІ, ІV, VІІІ Основного Закона могут быть изменены только путем референдума.
Конституция имеет огромное значение для любого государства, общества и отдельного гражданина. И дело не только в тех положениях, которые юридически закреплены статьями Основного Закона. Для независимости государства, для свободного народа Конституция играет мощнейшую символическую роль. В ней – суть суверенитета страны и национальной гордости, залог стабильности развития общества и уверенности в будущем наших детей.
Об институте президентства
В иерархии высших государственных органов ведущее место принадлежит Президенту, который является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Им может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий не менее 10 лет в Беларуси непосредственно перед выборами.
Президентские полномочия достаточно широки и касаются, по существу, всех направлений организации и осуществления государственной власти: реализация исполнительной власти; участие в законодательном процессе; формирование судебной системы; организация и формирование госаппарата. Они закреплены преимущественно в статье 84 Конституции. Однако и в иных её статьях, и других нормативных правовых актах содержатся нормы, посвященные правам и обязанностям Президента.
1. Назначение республиканских референдумов.
Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь как по собственной инициативе, так и по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного полного состава каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска (ст.74 Конституции).
2. Назначение очередных и внеочередных выборов в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы.
Конституция разграничила полномочия Президента и Парламента в решении вопросов о проведении выборов. Если это касается коллегиальных представительных органов, то решение о назначении выборов принимает Президент (п.2 ст.84), а если Главы государства, то – Палата представителей (п.3 ст.97). В случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно.
3. Роспуск палат Парламента.
Досрочное прекращение полномочий палат Парламента, т.е. их роспуск, является одним из способов разрешения конфликта между властями, прежде всего между законодательной и исполнительной. Арбитром в данном случае выступает Глава государства.
Полномочия палат Парламента могут быть прекращены досрочно:
– при отказе в доверии Правительству. Так, согласно части девятой ст. 106 Конституции Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в 10-дневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия;
– в случае вотума недоверия Правительству. Вотум недоверия Правительству может быть выражен по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей (п.7 ст.97 Конституции). При выражении вотума недоверия Правительство должно заявить Президенту об отставке;
– при двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Решение Палатой представителей о согласии на назначение Премьер-министра должно быть принято не позднее чем в 2-недельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае, если Палата представителей дважды отказывает в даче согласия на назначение Премьер-министра, Президент вправе назначить исполняющим обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы;
– полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции. Рассмотрение Конституционным Судом вопроса о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь осуществляется по предложению Президента.
Решение о роспуске палат Парламента Президент может принять не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат (ст. 94 Конституции).
Их полномочия не могут быть досрочно прекращены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течении года со дня их первых заседаний.
4. Назначение членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.
Согласно п.4 ст.84 Конституции Президент назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Остальных шесть членов Центризбиркома избирает Совет Республики. Таким образом, обеспечивается равное представительство, как Главы государства, так и Парламента в органе, который решает вопросы проведения выборов, как Президента, так и в Парламент.
5. Образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента и некоторых других органов.
В Конституции закреплено право Президента образовывать, упразднять или реорганизовывать Администрацию Президента, другие органы государственного управления, а также консультативные и иные органы при Президенте.
6. Назначение на должность Премьер-министра.
Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей. Вопрос о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра Республики Беларусь решается на заседании Палаты представителей путем тайного голосования и оформляется постановлением.
Кандидатура на должность Премьер-министра Республики Беларусь считается одобренной, если за нее проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.
В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.
7. Определение структуры Правительства, назначение и освобождение от должности членов Правительства и их отставке.
Президент самостоятелен в определении структуры Правительства. В этих целях он может создавать министерства и ведомства, входящие в структуру Правительства.
8. Назначение Председателей высших судебных инстанций.
В соответствии с п.8 ст.84 Конституции Президент с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда из числа судей этих судов.
9. Назначение судей высших судебных инстанций. Председателя Центризбиркома. Генерального прокурора. Председателя и членов Правления Национального банка.
Согласно п.9 ст.84 Конституции Президент производит назначение на должности судей Верховного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка с согласия Совета Республики.
10. Назначение судей Конституционного Суда. С учетом равного участия Президента и Парламента в формировании Конституционного Суда Президент самостоятельно решает вопрос о назначении 6 из 12 судей Конституционного Суда.
При этом он должен, прежде всего, руководствоваться требованиями, изложенными в части второй ст. 116 Конституции, согласно которой Конституционный Суд формируется из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.
11. Освобождение от должности Председателя и судей высших судебных инстанций. Председателя и членов Центризбиркома. Генерального прокурора. Председателя и членов Правления Национального банка.
Согласно п.11 ст.84 Конституции освобождение от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка производится Президентом по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики.
В соответствии со ст.15 Закона о Конституционном Суде Республики Беларусь Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь может быть освобожден от должности по основаниям, предусмотренным Законом о Конституционном Суде.
По аналогичным основаниям допускается досрочное прекращение полномочий судьи Конституционного Суда. В Законе Республики Беларусь “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” установлены основания прекращения полномочий судей.
Срок полномочий Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов – 5 лет. Председатель, заместитель Председателя, секретарь, члены Центральной комиссии могут быть освобождены от должности: до истечения срока их полномочий Президентом Республики Беларусь в случае письменного заявления о сложении своих полномочий; утраты гражданства; систематического неисполнения своих обязанностей; совершения действий, дискредитирующих Центральную комиссию; вступления в отношении их в законную силу обвинительного приговора суда.
Законом “О Прокуратуре Республики Беларусь” предусмотрены случаи освобождение Генерального прокурора Республики Беларусь от должности в течение срока полномочий
Порядок назначения и освобождения от должности Председателя и членов Правления Национального банка определяется Банковским кодексом Республики Беларусь.
12. Назначение и освобождение от должности Председателя Комитета государственного контроля.
Комитет государственного контроля Республики Беларусь является государственным органом, образуемым Президентом Республики Беларусь и осуществляющим контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
13. Обращение с посланиями к народу.
Обращение Президента с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики имеет важное значение для разъяснения проводимой Главой государства политики. Посредством таких обращений Президент может изложить те задачи и цели, к которым он стремится либо решает в настоящее время.
Определять частоту и время таких обращений, исходя из складывающейся ситуации, – это право Главы государства.
14. Обращение с ежегодными посланиями к Парламенту; участие в работе Парламента.
Президент Республики Беларусь ежегодно обращается с Посланием к Парламенту, в котором анализируются: ситуация в экономике, социальном развитии, взаимоотношения государства и общества, в том числе излагается концепция государственного строительства, подводятся итоги правотворческой деятельности, взаимоотношения ветвей власти, государственной власти и оппозиции, вопросы обеспечения безопасности личности и государства, внешнеполитической деятельности, т.е. затрагивается широкий спектр проблем.
Президент имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением.
15.Руководство заседаниями Правительства.
В силу того, что Президент является Главой государства в п.15 ст.84 Конституции предусмотрено его право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь. Обычно это происходит, когда на заседании Правительства рассматриваются наиболее важные вопросы. В этом случае Президент руководит ходом заседания. Он вправе выступать с докладом, сообщением, задавать вопросы присутствующим членам Правительства и иным должностным лицам.
16. Назначение руководителей республиканских органов государственного управления, определение их статуса и назначение некоторых иных лиц.
Конституцией определено, что Президент самостоятельно назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус.
В соответствии с утвержденным Президентом Положением об Администрации Президента Республики Беларусь Глава Администрации Президента имеет право без специальных на то полномочий выступать в качестве представителя Президента в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания. Представителю Президента в Парламенте может быть предоставлено право доводить до сведения парламентариев позицию Президента по той или иной проблеме. Президент, являясь Главой государства, может назначать и других должностных лиц, если их должности определены в соответствии с законодательством и если иное не предусмотрено Конституцией.
17. Решение вопросов, связанных с приемом в гражданство, его прекращением и предоставлением убежища.
Согласно Закону “О гражданстве Республики Беларусь” Президент принимает решения о приеме в гражданство, выходе из гражданства, утрате гражданства Республики Беларусь.
18. Установление государственных праздников и праздничных дней, награждение государственными наградами, присвоение классных чинов и званий.
Президент своими решениями устанавливает государственные праздники и праздничные дни. Дни государственных праздников могут быть как рабочими, так и нерабочими.
С правом Парламента устанавливать государственные награды, классные чины и звания непосредственно связано правомочие Президента награждать государственными наградами, присваивать классные чины и звания. Таким образом, в данном случае один орган принимает закон, а другой – его исполняет, что является реализацией концепции разделения властей.
19. Осуществление помилования осужденных.
Помилование отличается от амнистии тем, что оно осуществляется в отношении конкретных лиц по их ходатайству либо иных уполномоченных лиц и органов.
Президент Республики Беларусь кроме ходатайств о помиловании рассматривает: материалы в отношении лиц, осужденных к смертной казни, которые не ходатайствуют о помиловании; представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь или Генерального прокурора Республики Беларусь о применении помилования к лицам, осужденным судами Республики Беларусь к смертной казни; заявления лиц, которые отбыли наказание, об освобождении от покрытия материального урона, подлежащего взысканию по приговорам судов Республики Беларусь, в пользу государства или государственных организаций, находящихся на республиканском и местном бюджетах, или государственных предприятий и учреждений, находящихся в республиканском и местном подчинении. Помилование применяется, как правило, по личным ходатайствам осужденных. Ходатайства о помиловании рассматриваются только после вступления приговоров в законную силу.
20. Ведение переговоров и подписание международных договоров; назначение и отзыв дипломатических представителей.
Президент представляет Республику Беларусь в отношениях с другими странами и международными организациями. Это проявляется в праве подписывать международные договоры, заявлять о позиции страны по отношению к той или иной международной проблеме. Основное ограничение к заключению международных договоров состоит в том, чтобы они не противоречили Конституции.
Прерогативой Президента как главы государства является назначение и отзыв дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях.
21. Прием верительных и отзывных грамот дипломатических представителей.
Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств. По установившейся практике это происходит в присутствии Министра иностранных дел Республики Беларусь либо его заместителя и других ответственных работников указанного Министерства.
22. Введение чрезвычайного положения.
Согласно п.22 ст.84 Конституции в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.
Чрезвычайное положение является временной мерой, и оно может объявляться с целью скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка.
23. Об отложении проведения забастовки либо ее приостановлении.
Согласно п.23 ст.84 Конституции в случаях, предусмотренных законодательством, Президент вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на 3-месячный срок.
24. Подписание законов.
Одним из важных аспектов взаимодействия властей является принятие законов и их подписание.
При несогласии с текстом закона Президент Республики Беларусь возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее 30 дней. Возражения Президента Республики Беларусь рассматриваются в комиссии, являющейся головной по законопроекту, которая готовит заключение по возражениям и вносит его в Совет Палаты представителей. В заключение комиссии должно быть одно из предложений: согласиться с возражениями Президента Республики Беларусь и направить возвращенный им закон на доработку; внести возвращенный закон на рассмотрение Палаты представителей для преодоления возражений Президента Республики Беларусь.
Возвращенный Президентом Республики Беларусь закон может быть рассмотрен в первоочередном порядке.
Если закон рассматривается Палатой представителей для преодоления возражений Президента, голосование проводится по закону в целом. В этом случае изменение и дополнение закона не допускается. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее 2/3 голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в 5-дневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее 20 дней.
Возвращенный Президентом Республики Беларусь закон может быть рассмотрен в первоочередном порядке.
При получении заключения постоянной комиссии Председатель Совета Республики вносит предложение о включении в повестку дня заседания Совета Республики вопроса о повторном рассмотрении закона.
Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.
25. Право отмены актов Правительства.
Закрепленное в п.25 ст.84 Конституции правомочие означает право Президента отменить любой акт подотчетного ему центрального органа государственного управления – Правительства. При этом Президент может руководствоваться не только тем, что соответствующий акт противоречит законодательству. Президент может отменить акт Правительства и по мотивам нецелесообразности его принятия. Этим данное правомочие отличается от права соответствующих исполнительных и распорядительных органов отменять противоречащие законодательству акты нижестоящих органов (ст. 122 Конституции).
26. Контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления.
В соответствии с п.26 ст.84 Конституции Президент непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.
Контроль за деятельностью местных органов управления и самоуправления осуществляют контрольно-надзорные органы – Комитет государственного контроля, Прокуратура Республики Беларусь и их органы на местах.
Президент не обладает правом отмены решений местных Советов, однако в случае несоответствия этих решений законодательству он может приостановить их действие.
27. Формирование Совета Безопасности.
Президент не только возглавляет Совет Безопасности, но и формирует его. В Конституции непосредственно предусмотрено, что Глава государства назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности.
28. Руководство Вооруженными Силами Республики Беларусь.
Вооруженные силы Республики Беларусь предназначены для защиты Республики Беларусь, охраны ее Государственной границы, суверенитета и территориальной целостности.
Президент, являясь Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, ответствен перед народом за обеспечение надежной защиты государства, выполнение международных соглашений по обороне, осуществление военной политики и военной доктрины Республики Беларусь.
Он назначает на должности и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил (п.28 ст. 84).
29. Введение на территории государства военного положения, объявление полной или частичной мобилизации.
В случае военной угрозы или нападения Президент вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики. Военное положение на территории республики либо в отдельных ее районах вводится с объявлением состояния войны или угрозы нападения (агрессии) на Республику Беларусь.
Президент имеет право отдать распоряжение о начале военных действий без объявления войны в случае: умышленного вторжения в воздушное пространство Республики Беларусь; внезапного вторжения иностранных вооруженных сил на территорию Республики Беларусь; неожиданного воздушного нападения на Республику Беларусь. В случае начала военных действий без объявления войны Президент обязан в течение 3 часов сообщить об этом Парламенту.
В Конституции не оговаривается, в течение, какого срока Совет Республики должен рассматривать принятое Президентом решение о введении военного положения либо проведение полной или частичной мобилизации. Процедура рассмотрения в Совете Республики решений Президента о введении военного положения, проведении полной или частичной мобилизации прописана в Регламенте Совета Республики.
Президент может осуществлять и иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.
Однако его деятельность не бесконтрольна. В Конституции Беларуси закреплена система сдержек и противовесов. Так, назначения на ключевые государственные посты производятся с согласия парламента, а нормотворческая деятельность главы государства может быть проверена на соответствие Конституции. Парламент обладает правом преодоления вето Президента, ратификации подписанных им международных договоров. В случае совершения государственной измены или иного тяжкого преступления президент может быть смещен с должности в порядке импичмента.
Конституция воплотила в себе преемственность и опыт многовекового исторического пути Беларуси, ознаменовала новый этап в политическом и социально-экономическом развитии страны. Она основывается на неотъемлемом суверенном праве белорусского народа иметь свою государственность и быть полноправным субъектом мирового сообщества. В Конституции Республики Беларусь нашел отражение опыт конституционного строительства таких государств, как Австрия, Бельгия, Дания, Италия, США, Франция, ФРГ, Швеция и ряда других стран с учетом особенностей условий развития нашего общества и его исторических традиций.
Белорусская Конституция гарантирует каждому гражданину свободы и права, необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного всестороннего развития личности.